Zcash – первая криптовалюта, разработанная на основе вероятностного протокола доказательства с нулевым разглашением (zero knowledge proof protocol). Данный протокол потенциально позволяет обрабатывать конфиденциальные и анонимные транзакции в криптовалютах любой блокчейн-сети. Криптовалюта Monero приобрела известность благодаря активности сообщества разработчиков и предлагаемому технологическому решению, которое является довольно интересным. Но несмотря на это, популярности у широкого круга потребителей криптовалюте достичь не удалось ввиду недоработанности интерфейса кошелька и ряда других функциональных сложностей. В прошлом году представители Jaxx отменили интеграцию Monero именно по техническим причинам. Основатель и президент Jaxx Этони Ди Иорио (Anthony Di Iorio) заявил, что до тех пор, пока технические проблемы, затрудняющие интеграцию Monero, не будут решены, Monero не сможет конкурировать с такими валютами, как Dash и Zcash, даже несмотря на использование достаточно прогрессивной технологии. «Вопрос об интеграции Monero мы обсуждали более года. В течение нескольких месяцев мы детально изучали Monero, разрабатывали сценарии интеграции, — поделился Ди Иорио. — Мы также определили критические недостатки криптовалюты, которые могут существенно затруднить ее дальнейшее развитие. Пока эти недостатки не будут устранены, на более широкое использование криптовалюты рассчитывать не стоит». Большие надежды по обеспечению безопасности и конфиденциальности транзакций возлагаются именно на Zcash. Анонимность транзакций достигается за счёт скрытия конфиденциальной информации, например, точек входа и выхода транзакции, а также данных об отправителе и получателе. Блокчейны, использующие протокол zk-SNARK, лежащий в основе криптовалюты, могут незамедлительно приступить к проведению анонимных транзакций. Несколько проектов с многомиллиардной капитализацией, в частности, Ethereum, уже начали активное изучение и внедрение протокола. В июле Кристиан Рейтвайснер (Christian Reitwiessner), руководитель группы разработчиков Ethereum Solidity and C++ implementation, рассказал, что в тестовой сети Ethereum была зарегистрирована первая анонимная транзакция Zcash.
Транзакция Zcash в EtherScan. Как видите, информации о точке входа и точке выхода нет, как и данных отправителя и получателя. «Для проверки подлинности используется лишь одна составляющая реальной транзакции, происходящей в сети Zcash — протокол zk-SNARK. Судя по всему, транзакция была проведена в январе. Я не знаю, кто создал транзакцию, какая сумма была отправлена, но сеть Ethereum «знает», что транзакция достоверна», — рассказал Рейтвайснер. 16 октября через хардфорк Byzantium протокол zk-SNARK был успешно интегрирован в сеть Ethereum. В течение недели несколько разработчиков — членов открытого сообщества Ethereum работали над осуществлением конфиденциальной транзакции в тестовой сети Ethereum, в результате чего было установлено, что в сети Ethereum можно проводить анонимные транзакции на сумму до $72 млрд.
Бывший сотрудник Агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден (Edward Snowden) объяснил, что интеграция Zcash в сеть Ethereum благоприятно скажется и на пользователях сети, и на развитии децентрализованных приложений. Согласившись с создателем Ethereum Виталиком Бутериным, Сноуден предположил, что «за доказательствами с нулевым разглашением — будущее безопасной торговли». Он добавил: «Технология защиты конфиденциальности Zcash делает эту валюту самой интересной альтернативой биткоину. Биткоин хорош, но не гарантирует анонимности, а следовательно, не безопасен». Сноуден отреагировал на критические отзывы об используемой в Zcash системе trusted setup (доверительная установка), согласно которой в процедуре установки должны были принять участие 6 человек. Одним из них, кстати, стал Питер Тодд, разработчик Bitcoin Core. Каждый из 6 участников должен был удалить свою часть секретного криптографического ключа Zcash, иначе сеть не удалось бы привести в действие. «Процедура устроена таким образом, что шансы скомпрометировать каждого из ее участников (что представляет собой единственную возможность причинить вред системе), стремится к нулю. При этом возникновение скрытого изъяна в современной криптографии представляется вариантом гораздо более возможным» – отметил Сноуден.
Comments